Мониторинг
Анализ исследований в области качества профессионального образования указывает на необходимость создания современной структуры управления качеством, основанной на процессном подходе. Процессно-ориентированный менеджмент может быть эффективным только в случае проведения мониторинговых исследований на системной и научной основе. Мониторинг является инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, является основой для принятия эффективных управленческих решений. Под мониторингом мы понимаем систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о какой-либо системе или отдельных ее элементах, ориентированную на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющую судить о ее состоянии в любой момент времени и дающую возможность прогнозировать развитие колледжа.
В колледже накоплен большой опыт в области мониторинга качества образования, который включает такие диагностические процедуры как: диагностика, тестирование, опрос, наблюдение, аттестация, контрольные и творческие работы. Цель мониторинга и последующей оценки – получение объективной информации о степени соответствия получаемой квалификации и приобретенных знаний, и принятие мер по повышению уровня качества обучения. Анализ и оценка выполняются на основе системы показателей и критериев качества.
В настоящий момент в колледже обновляется система мониторинга качества образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения. В систему мониторинга колледжа входят следующие элементы: субъекты мониторинга (педагоги, студенты, администрация, родители, социальные партнеры, работодатели); комплекс мониторинговых показателей (они обозначены в программах мониторинговых исследований); диагностический инструментарий (анкеты, опросники, психодиагностические методики, тесты и др.); собственно мониторинговая деятельность (цели, задачи, правила, этапы, сроки проведения).
Мониторинговые исследования в колледже проводятся по 4 направлениям:
– информационный мониторинг – сбор, накопление, систематизация и распространение информации;
– базовый мониторинг – постоянное отслеживание состояния образовательного процесса с целью выявления отклонений;
– проблемный мониторинг – выявление закономерностей происходящих процессов и насущных с точки зрения управления проблем;
– управленческий мониторинг – отслеживание эффективности, последствий управленческих решений.
В настоящее время в колледже разрабатывается «Положение о системе мониторинга качества образования», в соответствии с которым основными целями системы мониторинга качества образования являются:
– создание единой системы диагностики, совершенствования и контроля состояния образования в колледже;
– постоянное и своевременное получение объективной информации о состоянии качества образования в колледже, тенденциях и направлениях его изменения, а также причинах, влияющих на его уровень;
– повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием в колледже;
– обеспечение принятия обоснованных и своевременных управленческих решений администрацией колледжа.
Организационную структуру системы мониторинга качества образования колледжа образуют следующие структурные подразделения: служба качества образования, творческая группа по внедрению информационных технологий, Центр содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников, службы учебно-воспитательной и учебно-производственной работы, методическая служба, Центр воспитательной работы, отдел кадров.
Мы уверены в том, что развитие и совершенствование системы мониторинговых исследований в колледже будет способствовать более глубокому пониманию особенностей и проблем образовательного процесса, выработке эффективных управленческих решений, стимулирующих повышение качества образования, повышению имиджа колледжа, что в конечном итоге, приведет к повышению конкурентоспособности и востребованности выпускников колледжа на рынке труда и 100%-ому их трудоустройству по основным специальностям.
{jcomments on}