Уровень удовлетворенности потребителей (студентов)
качеством образовательных услуг колледжа
Рост конкуренции в сфере образования, ужесточение требований со стороны самих потребителей к качеству образовательных услуг, вхождение России в европейское образовательное пространство привели к тому, что ориентация на потребителя становится ключевым принципом в организации образовательного процесса. Именно в расчете на потребителя организация должна определять цель своей деятельности и ставить задачи для ее достижения. Реализация данного принципа предполагает создание системы взаимодействия колледжа со своими потребителями, системы потребительского мониторинга (ПМ) удовлетворенности образовательными услугами различных групп потребителей.
Под системой ПМ понимается постоянное отслеживание состояния удовлетворенности потребителей образовательных услуг, соизмерение полученных результатов с требованиями и ожиданиями, выявление тенденций их изменений с целью принятия управленческих решений.
Цель ПМ – непрерывное измерение удовлетворенности потребителей для управления качеством образовательного процесса.
Требования к системе ПМ – достоверность, простота, оперативность, экономичность.
Объекты ПМ – внутренние потребители (абитуриенты, студенты, выпускники, преподаватели и сотрудники колледжа), внешние потребители (работодатели). Опросы потребителей проводят специалисты Службы качества образования. Каналы распространения информации – совет колледжа, педагогический совет, методический совет, сайта колледжа.
Методы сбора первичных данных – анализ документов, интервью, анкетные опросы. Методика проведения последнего предусматривает проведение анкетирования каждой группы потребителей по разработанным Службой качества анкетам или опросным листам.
Процедура ПМ включает следующие этапы:
1) определение потребностей и ожиданий потребителей;
2) оценка удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг колледжа. Для каждого исследования вырабатываются критерии оценки, составляются анкета и правила ее обработки;
3) сопоставление ожиданий и фактической удовлетворенности потребителей. Результаты исследования доводятся до сведения директора колледжа;
4) формирование планов корректирующих и предупреждающих мероприятий для улучшения качества предоставляемой образовательной услуги.
Уполномоченными по качеству колледжа было принято решение ПМ начать с изучения удовлетворенности качеством образования внутренних потребителей – студентов. Была разработана анкета «Уровень удовлетворенности потребителей качеством образования» для работы со студентами». В анкете выделено 10 блоков, каждый из которых содержит от 5 до 14 характеристик образовательного пространства колледжа. Каждая характеристика оценивалась респондентами по десятибалльной системе. Оценки студентов распределились следующим образом:
- организация практики – 7 баллов;
- деятельность преподавательского состава – 7 баллов;
- организация образовательной деятельности – 7 баллов;
- организация работы отделения – 6 баллов;
- качество работы библиотеки – 7 баллов;
- обеспеченность учебных кабинетов – 8 баллов;
- оснащение учебных кабинетов – 8 баллов;
- организация работы компьютерных классов – 6 баллов;
- организация работы столовой – 5 баллов;
- организация культмассовых мероприятий – 6 баллов.
Общий показатель удовлетворенности студентов - 6,7 баллов, что соответствует среднему уровню.
{jcomments on}