«Профессиональные интересы и склонности»
(методика Дж. Холланда в модификации Г. В. Резапкиной)
В данной методике объединены две самые известные и теоретически обоснованные типологии, которые дополняют друг друга. По Е. А. Климову, каждый человек согласно своим личностным качествам выбирает определенный тип профессии. В зависимости от предмета труда выделяют следующие группы: человек – человек, человек – техника, человек – природа, человек – знаковая система, человек – художественный образ. По Дж. Холланду, профессиональный успех, удовлетворенность своим трудом зависят от профессионального типа личности (реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный, предпринимательский, артистический).
В методике попарно сравниваются 60 профессий, относящихся к разным типам по Холланду, но к одному и тому же предмету труда по Климову. Узнать их содержание, профессионально важные качества и медицинские противопоказания можно с помощью профессиокарт учебно-методического комплекта «Скорая помощь в выборе профессии» (Генезис, 2010).
Инструкция. Прочитайте список профессий, сравнивая их попарно. После каждой профессии стоит буква. Это код профессии. В бланке ответов рядом с кодом наиболее привлекательной из двух профессии поставьте «+». Например, если в паре «Автомеханик (Р)» — «Физиотерапевт (С)» для вас интереснее профессия автомеханика, поставьте «+» в бланке ответов на строке «Р»; если интереснее профессия физиотерапевта, поставьте «+» в строке «С».
Р |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
И |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
С |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
О |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
П |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
А |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. Скачать бланк ответа 185.31 Кб
Техника |
Автомеханик (Р) |
Физиотерапевт (С) |
Специалист по защите информации (И) |
Логистик (П) |
|
Оператор связи (О) |
Кинооператор (А) |
|
Водитель (Р) |
Кассир (С) |
|
Инженер-конструктор (И) |
Менеджер по автопродажам (П) |
|
Авиадиспетчер (О) |
Дизайнер сайтов и компьютерных программ (А) |
|
Природа |
Ветеринар (Р) |
Эколог (С) |
Биолог-исследователь (И) |
Фермер (П) |
|
Лаборант (О) |
Дрессировщик (А) |
|
Агроном (Р) |
Санитарный врач (С) |
|
Селекционер (И) |
Заготовитель сельхозпродуктов (П) |
|
Санитарный инспектор (О) |
Ландшафтный дизайнер (А) |
|
Человек |
Массажист (Р) |
Воспитатель (С) |
Преподаватель (И) |
Предприниматель (П) |
|
Администратор (О) |
Режиссер театра и кино (А) |
|
Официант (Р) |
Врач (С) |
|
Психолог (И) |
Торговый агент (П) |
|
Страховой агент (О) |
Хореограф (А) |
|
Искусство |
Ювелир-гравер (Р) |
Журналист (С) |
Искусствовед (И) |
Продюсер (П) |
|
Редактор (О) |
Музыкант (А) |
|
Дизайнер интерьера (Р) |
Экскурсовод (С) |
|
Композитор (И) |
Арт-директор (П) |
|
Музейный работник (О) |
Актер театра и кино (А) |
|
Знак |
Верстальщик (Р) |
Гид-переводчик (С) |
Лингвист (И) |
Антикризисный управляющий (П) |
|
Корректор (О) |
Художественный редактор (А) |
|
Наборщик текстов (Р) |
Юрисконсульт (С) |
|
Программист (И) |
Брокер (П) |
|
Бухгалтер (О) |
Литературный переводчик (А) |
Обработка результатов. Подсчитывается количество плюсов в каждой строке. 8—10 — ярко выраженный тип; 5—7 — средне выраженный тип; 2—4 — слабо выраженный тип. Максимальное количество плюсов указывает на отношение к одному из шести типов.
1. Реалистический тип. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны — их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверенны в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Близкие типы: интеллектуальный и офисный. Противоположный тип — социальный.
2. Интеллектуальный тип. Людей этого типа отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу и условия, дающие свободу для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между работой и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не главное. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский.
3. Социальный тип. Люди этого типа предпочитают работу, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди социального типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический.
4. Офисный тип. Люди этого типа склонны к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками), отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко определенную деятельность. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Близкие типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический.
5. Предпринимательский тип. Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, самостоятельно принимают решения, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Близкие типы: офисный и социальный. Противоположный тип: исследовательский.
6. Артистический тип. Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они обладают обостренным восприятием и талантом общения, избегают жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Противоположный тип: офисный.
специальность педколледжа |
формула профессии |
преподавание в начальных классах |
СПО |
дошкольное образование |
САП |