Студент – воспитатель, учитель, актер, … исследователь (курсовые работы)
Творчество: самый забавный труд и самая трудная забава.
Бауржан Тойшибеков
Одной из главных целей среднего профессионального образования, связанной с научной деятельностью, является подготовка высококвалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием и кадров средней специальной квалификации на основе новейших достижений научно-технического прогресса, экономической мысли и культурного развития.
Приобщение студентов ГПОУ «ВПК» к исследованиям в области образования начинается с первого курса, в виде выполнения реферативных работ. В дальнейшем студенты повышают уровень сформированности к научно-исследовательской деятельности через выполнение исследования в виде курсового проекта (теоретического или практического характера). Такой подход к исследованию характеризуется пониманием студентом значимости научно-исследовательской деятельности, интересом к изучаемой дисциплине и научно-исследовательской деятельности, удовлетворенностью от изучения дисциплины и собственной научно-исследовательской деятельности, владением базовыми знаниями относительно изучаемой дисциплины, умением анализировать, систематизировать, обобщать, структурировать, работать с литературой, владением логикой научного исследования, способностью самостоятельно спланировать собственную исследовательскую работу и реализовать ее, высокой познавательной активностью, адекватной самооценкой, способностью анализировать собственную деятельность и выявлять способы и пути саморазвития.
Курсовая работа– один из видов научно-исследовательской деятельностью, которая осуществляется при активной помощи и консультировании преподавателя (руководителя курсовой работы).
В результате выполнения курсовой работы студент должен показать умения вести исследовательскую деятельность и в итоге:
– научиться пользоваться библиографическими указателями, картотеками, каталогами, приобрести навыки поиска информации в Internet и пр.;
– изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию;
– грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;
– собрать, проанализировать и обобщить передовой педагогический опыт в различных типах образовательных учреждений (если это определено задачами исследования);
– выполнить фрагмент опытно-экспериментальной работы (по желанию студента), обработать полученный эмпирический материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его и сделать выводы.
Выполнение курсовой работы в колледже осуществляется студентами 2-ого курса очной и 3-его курса очно-заочной (вечерней) форм обучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАЩИТЫ КУРСОВЫХ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ЧЕТЫРЕ УЧЕБНЫХ ГОДА
по специальностям 050709/050146 Преподавание в начальных классах
Учебные года |
«5» |
«4» |
«3» |
Средний балл |
Кач-во защиты |
Коэф-фициент |
2010 -2011
|
35%
|
26%
|
39%
|
3,9 |
60% |
0,79 |
2011 -2012
|
43% |
11% |
46% |
3,9 |
54% |
0,79 |
2012 -2013
|
65% |
30% |
5% |
4,6 |
95% |
0,92 |
2013 -2014
|
37,5 % |
33 % |
29,5% |
4,08 |
71% |
0,82% |
Рис.1 Сравнительные результаты защиты курсовых работ студентами специальностей 050709/050146 Преподавание в начальных классах
РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАЩИТЫ КУРСОВЫХ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ЧЕТЫРЕ УЧЕБНЫХ ГОДА
по специальностям 050704 /050144Дошкольное образование
Учебные года |
«5» |
«4» |
«3» |
Средний балл |
Кач-во защиты |
Коэф-фициент |
2010 -2011
|
57% |
32% |
11% |
4,4 |
89% |
0,89 |
2011 -2012
|
56% |
6% |
38%
|
4,2 |
63% |
0,83 |
2012 -2013
|
42% |
33% |
25%
|
4,2 |
75% |
0,83 |
2013 -2014
|
16,7% |
16,7% |
66,6% |
3,5 |
33% |
0,70% |
Рис.1 Сравнительные результаты защиты курсовых работ студентами специальностей 050704/050144 Дошкольное образование
Результаты выполнения и защиты курсовых работ
студентами ГПОУ «ВПК»
в 2013-2014 учебном году
Выполнение курсовых работ студентами групп 21-У, 30-У специальности 050146 Преподавание в начальных классах очной формы получения образования, группы 30-В специальности 050144 Дошкольное образование очной формы получения образования и группы 32-Вв специальности 050144 Дошкольное образование очно-заочной (вечерней) формы получения образования в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения является обязательной и выполняется по междисциплинарным курсам профессиональных модулей.
С целью формирования общих и профессиональных компетенций студентов, с 2012-2013 учебного года курсовые работы в обязательном порядке должны быть практико-ориентированными, иметь опытно-практический характер. При этом студентам предоставляется право выбора содержания второй части исследования (констатирующий этап эксперимента или проектирование образовательной деятельности на основе изучения теории вопроса).
В ходе подготовительной работы к проведению защиты курсовых работ с учетом характера исследования методистом Шульга А.А. и замдиректора по УВР Томченко Т.В. откорректирован протокол защиты.
В соответствии с графиком учебно-исследовательской деятельности студентов на 2013-2014 уч.г. была проведена следующая работа:
- до 15. 09 на заседаниях ПЦК преподавателей колледжа осуществлялась корректировка области и тематики курсовых работ студентов в соответствии с наименованием междисциплинарных курсов профессиональных модулей; рассмотрены индивидуальные планы подготовки и выполнения курсовых работ;
- до 20 сентября на заседании учебно-методического совета были рассмотрены области и тематика курсовых работ;
- с 21 октября по 26 октября 2013г. на заседаниях ПЦК проходила предзащита курсовых работ (допуск к защите). Студенты предъявляли членам комиссии в оригинале: титульный лист, содержание, введение с определением методологического аппарата: цель, объект, предмет, задачи исследования; 1-ую теоретическую часть исследования; список используемых источников;
- 09 декабря 2013 года – состоялась конференция (пленарное заседание)«Студент – воспитатель, учитель, актер, … исследователь», где была представлена общественная защита исследовательских курсовых работ (в количестве 3-х работ);
- 11 декабря 2013 года с 14.40 – организована работа двенадцати секций по защите курсовых работ остальными студентами;
Результаты защиты курсовых работ студентами 21-У, 30-У, 30-В, 32-В представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты защиты курсовых работ
студентами групп 21-У, 30-У, 30-В, 32-В
Группа |
Кол-во по списку |
«5» |
«4» |
«3» |
Сведения по защитившимся |
||
Средний балл |
Кач-во защиты |
Коэф-фициент |
|||||
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050146 ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ |
|||||||
21-У |
12 чел. |
4 чел. 33% |
3 чел. 25% |
5 чел. 42% |
3,9 |
58 % |
0,78% |
30-У |
12 чел. |
5 чел. 42% |
5 чел. 42% |
2 чел. 16% |
4,5 |
83% |
0,92% |
ИТОГО |
24 чел. |
9 чел. 37,5 % |
8 чел. 33 % |
7 чел. 29,5% |
4,08 |
71% |
0,82% |
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050144 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ |
|||||||
30-В |
8 чел. |
- |
2 чел. 25% |
6 чел. 75% |
3,25 |
25% |
0,65% |
32-В |
10 чел. |
3 чел. 30% |
1 чел. 10% |
6 чел. 60% |
3,7 |
40% |
0,74% |
ИТОГО
|
18 чел. |
3 чел. 16,7% |
3 чел. 16,7% |
12 чел. 66,6% |
3,5 |
33% |
0,7% |
ВСЕГО |
42 чел. |
12 чел. 28% |
11 чел. 26%
|
19 чел. 45%
|
3,83 |
55% |
0,76% |
Таким образом, количественный анализ защиты исследовательских работ по специальностям 050146 Преподавание в начальных классах и 050704 Дошкольное образование следующий:
Средний балл- 3,83
Качество защиты- 55%
Коэффициент обученности- 0,76%
Сравнительные результаты защиты курсовых работ студентами по специальностям 050146 Преподавание в начальных классах, 050704 Дошкольное образование представлены в диаграмме 1, сравнительные результаты по каждой отдельной студенческой группе в диаграмме 2.
Рис. 1. Сравнительные результаты защиты курсовых работ студентами по специальностям
050146 Преподавание в начальных классах, 050704 Дошкольное образование
в 2013-2014 уч.г.
Результаты основных параметров по группе 21-У, 30-У, 30-В, 32-В (средний балл, качество выполнения и защиты, коэффициент обученности) представлены в диаграмме 2, 3,4
Практическая часть исследования у студентов была представлена в различных вариантах:
Группа |
Констатирующий эксперимент |
Проектирование педагогической деятельности |
21-У |
3 работ-25% |
9 работ-75% |
30-У |
9 работ-75% |
3 работ-25% |
30-В |
3 работ-37% |
5 работ-63% |
32-В |
2 работ-20% |
8 работ-80% |
ИТОГО |
17 работ- 40% |
25 работ-60% |
За высокое качество представления исследовательской работы члены комиссии отметили выступления следующих студентов номинациями:
Магистр учебного исследования:
- Ахрамеева Ольга Викторовна-21-У (руководитель Ткаченко С.С.)
- Овечкина Ольга Владимировна- 21-У (руководитель Шамсутдинова А.В.)
- Аскерова Елена Геннадьевна -32-Вв (руководитель Черножукова Н.Ф.)
Магистр проектной деятельности:
- Солошенко Кристина Валерьевна -30-У (руководитель Самсонова Т.И.).
Выступления этих студентов отличались глубоким понимание значимости учебно-исследовательской деятельности, повышенным интересом к междисциплинарному курсу, высоким уровнем владения базовыми знаниями относительно изучаемой дисциплины, умением анализировать, систематизировать, обобщать, структурировать, работать с литературой, владением логикой научного исследования, способностью самостоятельно спланировать собственную исследовательскую работу и реализовать ее, высокой познавательной активностью, адекватной самооценкой, способностью анализировать собственную деятельность и выявлять способы и пути саморазвития.
{jcomments on}