Методические рекомендации к оформлению портфолио преподавателя
(для установления первой / высшей квалификационной категории)
Аттестация играет важную роль в профессиональном развитии педагогических работников. Аттестация проводится на основе экспертной оценки уровня профессиональной компетентности и результативности педагогической деятельности.
Скачать Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276
Экспертная оценка дается экспертной группой на основе самооценки аттестуемого и представленных им документов и материалов, собранных в индивидуальной папке – портфолио.
Заявление о проведении аттестации в целях установления высшей (первой) квалификационной категории принимаются одновременно вместе с портфолио.
Скачать образец заявления на аттестацию
Скачать требования к заполнению заявления
Скачать согласие на обработку ПДн
Портфолио представляет собой папку-накопитель собранных аттестуемым документов и материалов, свидетельствующих об уровне его профессиональной компетентности и результатах педагогической деятельности за последние 3 года.
При оформлении портфолио следует соблюдать:
- достоверность представленных сведений;
- аккуратность и эстетичность оформления;
- целостность и завершенность представленных материалов;
- наглядность (таблицы, диаграммы, копии приказов, протоколы и т.д.).
Структура портфолио включает:
1. Титульный лист.
2. Оглавление (перечень документов и материалов).
3. Лист самооценки педагогической деятельности (критерии и показатели, характеризующие качество результатов, процесса и условий профессиональной деятельности преподавателя, содержащие самооценку результатов педагогической деятельности).
4. Информационно-аналитическая справка.
5. Приложение (документы и материалы, подтверждающие результаты педагогической деятельности).
Скачать методические рекомендации по оформлению новой модели аттестационного портфолио
Титульный лист.
На титульном листе указываются:
- фамилия, имя, отчество аттестуемого, год рождения;
- место работы, должность;
- образование (что и когда закончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
- общий трудовой и педагогический стаж, педагогический стаж в данном образовательном учреждении;
- награды, ученые и почетные звания;
- заявленная квалификационная категория, результат самооценки в баллах.
Скачать образец титульного листа
Оглавление (перечень документов и материалов).
Перечень документов и материалов портфолио составляется в строгом соответствии с критериями и показателями оценки, характеризующими качество профессиональной деятельности педагогического работника.
Лист самооценки педагогической деятельности (критерии и показатели, характеризующие качество результатов, процесса и условий профессиональной деятельности мастера производственного обучения, содержащие самооценку результатов педагогической деятельности).
Оценка качества результатов, процесса и условий профессиональной деятельности преподавателя осуществляется по 5 критериям (приложение):
1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ.
2. Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
3. Обеспечение высокого качества освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы.
4. Профессиональное развитие преподавателя.
5. Воспитательная работа классного руководителя.
Каждый критерий включает в себя определенное количество показателей, оценивающихся в баллах.
Скачать новая модель портфолио преподавателя
Проведение самооценки дает возможность педагогическому работнику адекватно оценить собственные притязания в отношении профессиональной аттестации, увидеть достоинства и недостатки в своей профессиональной деятельности, определить задачи своего профессионального развития.
Преподавателем выбирается один из вариантов предложенных баллов (0, 1, 2, 3); баллы, указанные со знаком «+» - это бонусы; бонусы прибавляются к выставленному баллу по данному показателю (вне зависимости от их количества).
Максимальное количество баллов по всем критериям и показателям – 69
Для квалификационных категорий преподавателя устанавливается следующее количество аттестационных баллов:
- для высшей квалификационной категории – 52-69 баллов;
- для первой квалификационной категории – 35-51 баллов.
Скачать лист самооценки педагогической деятельности
Информационно-аналитическая справка.
Основное содержание портфолио – информационно-аналитическая справка, в которой аттестуемый педагогический работник представляет системный анализ результатов своей профессиональной деятельности в соответствии с критериями и показателями оценки, характеризующими качество профессиональной деятельности за последовательные 3-5 лет межаттестационного периода.
Основная цель информационно-аналитической справки заключается в том, чтобы отразить системную работу педагога. Поэтому при формировании портфолио, перед педагогом ставятся следующие задачи:
- проанализировать и обобщить свою работу;
- связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;
- отразить динамику профессионального развития;
- представить полно и эффективно опыт своей работы.
Структура информационно-аналитической справки должна полностью соответствовать критериям и показателям новой модели аттестационных портфолио по заявленной должности.
Разделы информационно-аналитической справки и их структурные составляющие:
- 1. пояснительная записка;
- 2. критерии и показатели по должности;
- 3. документы и материалы, подтверждающие результаты педагогической деятельности по каждому критерию и показателю, оформленные в приложения.
Требования к порядку оформления информационно-аналитической справки:
- Каждый критерий в информационно-аналитической справке рекомендуется начинать с новой страницы, где указывается название критерия.
- После названия критерия необходимо кратко описать содержание деятельности по данному направлению, затем раскрывать каждый показатель критерия, с указанием перечня подтверждающих приложений.
- В своих комментариях к документам и материалам портфолио, аттестуемый может охарактеризовать исходный уровень развития обучающихся, условия работы, обосновать полученные им результаты, представить необходимые, на его взгляд пояснения.
- Каждое приложение, являющееся материалом, подтверждающим показатель, должно быть заверено руководителем образовательной организации, иметь название приложения и порядковый номер. Если к показателю необходимо представить несколько подтверждающих документов, то целесообразно оформить их перечень.
- Все приложения располагаются в порядке, соответствующим критериям и показателям оценки качества профессиональной деятельности аттестуемого.
Приложение (документы и материалы, подтверждающие результаты педагогической деятельности).
В данном разделе аттестуемый представляет документы и материалы, подтверждающие качество результатов его профессиональной деятельности, необходимые для подтверждения общих сведений и данных информационно-аналитической справки.
Подготовленные документы и материалы по каждому из показателей, вкладываются в отдельные файлы папки-скоросшивателя, каждый файл имеет номер приложения и название, соответствующие показателю в структуре портфолио в соответствии с приложениями по категориям педагогических работников.