Возможности патриотического воспитания в становлении будущего педагога
В целях воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности, развития общественно значимой и творческой активности 2015 год в Республике Коми объявлен Годом патриотизма. На наш взгляд, это очень своевременное решение, так как патриотическое воспитание молодежи является одной из актуальных проблем сегодняшнего дня: большинство молодых людей отличает деформация нравственных ценностей, смещение сознания в сторону материальных благ, растет индивидуализм и эгоизм, и как следствие, утрачивается чувство национального единства, достоинство и гордость за свое Отечество.
Целенаправленная и систематическая работа по патриотическому воспитанию является важным условием формирования у молодежи традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воспитания ценностного отношения к окружающим людям, обществу, государству, Отечеству и миру в целом. В связи с этим, особое значение приобретает патриотическое воспитание в профессиональной подготовке будущих учителей и воспитателей: педагог, проявляющий любовь и уважение к своей стране и прививающий эти чувства детям, воспитает детей патриотами. Именно на этом убеждении строится подготовка специалистов сферы образования в Воркутинском педагогическом колледже.
Фундаментом модели патриотического воспитания будущих педагогов является обширный опыт, накопленный в образовании в советский период. Содержание деятельности педагогического коллектива колледжа выстраивается в соответствии с характером современного национального идеала и учетом социального опыта молодого поколения. Одним из условий эффективности системы патриотического воспитания студентов является тесное взаимодействие колледжа с образовательными учреждениями, социальными партнерами и родителями.
Отличительной особенностью организации воспитательной работы по патриотическому направлению является системный подход к проведению мероприятий, сочетание разнообразных форм организации деятельности, которые находят положительный отклик у современной молодежи.
Социально значимые нравственные категории заложены и в целевые установки концепции воспитательной системы колледжа, а именно: формирование у будущих педагогов устойчивого мировоззрения, активной жизненной позиции, воспитание специалиста с глубокими нравственными убеждениями, способного к приобщению подрастающего поколения к общепринятым нормам демократического общества. Важными личностными характеристиками будущих педагогов должны стать высокие моральные качества, нравственность, культура, духовность. Только такие педагоги могут быть допущены к «сердцам» и «душам» маленьких детей.
С введением в 2011 году новых федеральных государственных образовательных стандартов появилась уникальная возможность решать проблему воспитания будущих педагогов не только посредством проведения воспитательных мероприятий, но и через учебную деятельность. Так, например, в рамках реализации профессиональных модулей «Классное руководство», «Основы организации внеурочной работы и общения младших школьников» студенты овладевают большим набором профессиональных и общих компетенций, а также знаниями и практическим опытом организации внеурочных занятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников, оказывая содействие в воспитании любви к людям, родному городу, стране, уважения к нашему историческому прошлому и будущему.
Для достижения положительных результатов в воспитании и профессиональной подготовке будущих педагогов большое значение имеет приобщение студентов в рамках учебной и производственной практики к планированию общеколледжных мероприятий, к определению тематики, непосредственной разработке, организации и проведению мероприятий со своими сверстниками. Включение студентов в подобную проектную деятельность дает возможность приобрести не только организаторские навыки, но и получить необходимые профессиональные знания и опыт. Наглядным примером приобщения студентов к непосредственной организации и проведению воспитательных мероприятий в колледже и формирования у будущих педагогов патриотических чувств является, например, празднование Дня города. Каждый год этот праздник приобретает новые интересные формы: студенты самостоятельно оформляют фотовыставку «Воркута вчера и сегодня», участвуют в проведении конкурса творческих работ «Воркута: признание в любви», общеколледжных и городских историко-краеведческих квестов, музыкально-литературных гостиных, для учащихся образовательных учреждений города и сокурсников студенты колледжа проводят ежегодные экскурсии по городу, посещают мемориальные комплексы поселков Рудник, Юр-Шор, шахты Центральная и др.
Одной из популярных форм патриотической работы являются Уроки мужества: это и ежегодная спортивно-познавательная игра «Школа выживания», которая проводится в рамках «Основ безопасности жизнедеятельности», плановые учебные сборы для юношей на базе воинских частей г.Воркуты, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн, посещение и получение опыта экскурсионной работы в Музейно-выставочном центре города, в Центре национальных культур, самостоятельное оформление музейных экспозиционных материалов и организация тематических выставок в музее колледжа для школьников города, участие в республиканском молодежном форуме «Наследники великих побед» и многое другое.
Ощутить прочную связь с прошлым и настоящим России, осознать значение исторической памяти для каждого из нас – важные задачи патриотического воспитания, которые успешно реализуются в колледже через проведение Смотра строя и песни «Марш Победителям!», викторины «О подвиге, о доблести, о славе…», публикации в колледжной газете «Позитив+» и городских средствах массовой информации, участие в республиканских и всероссийских научно-практических конференциях («Молодые исследователи Республики Коми», «Развитие северных территорий и арктической зоны Республики Коми», «Проблемы образования и воспитания XXI века глазами молодых», «Патриот России»), организацию сеансов документального и исторического кино, участие в организации и проведении всероссийской молодежной патриотической акции «Георгиевская ленточка», чествование ветеранов Великой Отечественной войны и сопровождение их на мероприятиях, посвященных Дню Победы, студенческие театральные постановки по мотивам произведений патриотической тематики.
С целью повышения общего уровня культуры будущих педагогов, воспитания ответственной и активной молодежи, привлечения к осознанному участию в жизни общества, выражающегося в реальных социально значимых действиях, в 2014 году все студенческие группы колледжа были вовлечены в крупномасштабный проект – подготовку и проведение социального ринга «Мой город». К содержанию социальных проектов предъявлялись следующие требования: название проекта должно отражать суть проблемы проектной работы; необходимо представить эмблему социального проекта и наглядно презентовать проект в оригинальной форме (макет, реклама, брошюра и др.); социальный проект должен иметь соответствующую структуру, быть оригинальным и иметь новизну решения социальной проблемы.
На мероприятии были представлены самостоятельно разработанные социальные проекты с уникальным решением социально значимых проблем города: «Историю города должен знать каждый!», «Азбука дорожного движения», «Не смейте забывать учителей!», «Память о войне на улицах Воркуты», «Здоровье будущего поколения за нами», «Превратим детскую площадку в сказку», «Новогодние чудеса Заполярья» и др. Оценку проектных работ осуществляла экспертная комиссия, в состав которой вошли представители администрации муниципального образования городского округа «Воркута», государственной инспекции безопасности дорожного движения, отдела молодежной политики города. В результате экспертной оценки каждый проект был удостоен номинации: «Лучший социальный проект в образовательной сфере», «Творческий подход в создании социального проекта», «Социальный проект – детям», «Без памяти прошлого нет будущего», «Молодежная инициатива», «Вместе мы – сила!», «Оригинальное представление социального проекта». В оценке социальных проектов участие приняли и зрители. По результатам зрительского голосования социальный проект, набравший наибольшее количество голосов, был отмечен почетным званием «Народный проект» и памятным кубком. Результаты участия студентов в социальном ринге в полной мере продемонстрировали гражданскую зрелость, уважение к старшему поколению, к истории нашей страны, ответственность и активную жизненную позицию будущих педагогов.
Сегодня особенно важно воспитывать у современной молодежи утраченные духовно-нравственные ценности. Воспитать гражданина, человека, небезразличного к проблемам людей и общества в целом, осуществляющего активную деятельность в социальной сфере – задача из задач современного образования. Тот, кто уже сегодня включен в непосредственную общественную деятельность и вносит вклад в развитие, процветание страны, может с полной уверенностью называть себя достойным гражданином, патриотом Отечества. Уникальность представленного опыта работы заключается в том, что наряду с профессиональной подготовкой востребованных в г.Воркуте и Республике Коми специалистов, в колледже огромное внимание уделяется воспитанию личности будущего педагога, гражданина, носителя знаний и нравственных идеалов, человека, ответственного за воспитание будущего поколения.
Ивлева Светлана Леонидовна,
заведующий отделением начальных классов,
преподаватель МДК «Основы организации внеурочной работы по военно-патриотической и общественно-полезной деятельности»