Война заставила нас быстро повзрослеть
Накануне Дня Победы в Воркутинском педагогическом колледже была проведена конференция, тема которой: «Война заставила нас быстро повзрослеть»- была предложена организаторами мероприятия, студентами группы 10-В.
Будущие педагоги дискутировали о том, что двигало молодых, не познавших жизнь в ее красках, идти на войну, убивать. Предметом обсуждения стали участники военных событий таких художественных произведений, как «Сашка» В. Кондратьева, «А зори здесь тихие » Б. Васильева, «Звездопад» В. Астафьева, «Пойти и не вернуться» В. Быкова и др. Все эти произведения объединяет одно: трудно быть на войне молодым, хотя война заставила всех быстро повзрослеть, быть ответственным. У персонажей всех повестей были свои счёты с фашистами. Однако лейтмотивом выступлений всех студентов при анализе повестей стала несовместимость понятий молодость и война. На мероприятии все участники были едины в одном: страшно, когда убивают, но ещё страшнее убивать, даже на войне. Это историческое событие в произведениях вместе с авторами студенты рассматривали через призму человеческих судеб и ярких событий.
Будущие воспитатели негодовали, как Зоська , главная героиня повести В.Быкова «Пойти и не вернуться», поверила предателю Антону, и каждый по-своему трактовал причины такого поступка и финала повести. Но после обсуждения всех событий, участники конференций пришли к выводу: человек с чистой душой и совестью, добрый и понимающий, всегда видит в других только хорошее, даже на войне. И в этом была беда Зоси. Она поверила предателю Антону, потому что полюбила его, потому что доверяла , по- другому не могло быть, и это ее сгубило,- рассуждали участницы дискуссии. Антон в конце повести стреляет ей в спину, чтобы спасти себя. Такое, к сожалению, тоже было на этой войне.
А какая детальная характеристика была дана выступающими девушкам из повести «А зори здесь тихие» Б.Васильева. На проблемный вопрос: Можем ли считать старшину Васкова виновным в смерти девушек? – все участницы ответили отрицательно. Они дружно встали на сторону Федота Евграфыча, отметив ,что его роль очень значима в повести для раскрытия образов героинь ,- заключили студенты,- он заставил увидеть в каждой из них что- то на первый взгляд незначительное, закрытое от чужого глаза, но очень важное для понимания их подвига. Чтение и анализ эпизодов повести «Сашка» В. Кондратьева, составление портрета Сашки на войне дали возможность заметить очень важную на войне черту, которая отличала этого молодого бойца от других: прежде всего, думать не о себе, а о других. » Давши слово – держи. Никакая война не может оправдать трусости и лжи»,-вот, по мнению Сашки, главный принцип солдата на войне.
Много проблем решалось на этой необычной по содержанию конференции, но на главный вопрос, поднятый на мероприятии, был дан однозначный ответ: Кто как не молодёжь должна защищать Родину. И на войне, несмотря на смерть, потерю друзей, ненависть к врагу, не должны терять самое главное в себе - это Человека.
Но самым запомнившимся моментом на конференции стал диалог с почетным гостем Малашенковой Натальей Прокофьевной, которая была ребёнком в оккупированной немцами территории под Смоленском и видела детскими глазами, что творили фашисты. «Задача эсэсовцев была одна - убивать всех, детей и стариков , чтобы после себя оставить пустоту», – с горечью вспоминала участница военных событий это время. Впечатлили рассказы малолетнего свидетеля войны правдивостью и жестокой реальностью тех страшных событий.
Все поняли, как эта война заставила повзрослеть тогдашних детей, и неважно, где они находились тогда: всем было очень трудно. Им, потерявшим родителей, голодным, не понимавшим и не принимавшим всё, что творили фашисты вокруг, никак в голову не приходило, почему немцы стали такими жестокими, ведь они такие же люди, у них тоже есть мама, папа, близкие и любимые люди. Много нового и интересного узнали участники конференции из художественных произведений и рассказов удивительной женщины, Малашенковой Натальи Прокофьевы, до сих пор активно занимающейся спортом и приучающей своих воспитанников этому благому делу.
Конференция подходила к концу, а участники окружили Наталью Прокофьевну, которая принесла много фотографий. Долго еще рассматривали фотоснимки и беседовали студенты с ней в непринужденной обстановке…Будущие педагоги говорили слова благодарности ей, ребёнку войны, благодарили её за Победу, за жизнь, за весну, тишину и мир, в которым они живут и будут жить их дети.