Современное российское общество создает условия жизнедеятельности человека качественно и количественно отличающиеся от тех условий, которые существовали ранее, способствует возникновению новых процессов неизменно влияющих на социализацию личности. Для части молодежи базовые ценности, утратили свою значимость. Молодежь не приняла на себя опыт поколения в отношении к таким ценностям как культурно-духовные, нравственно-гуманистические, общественно-гражданские, интеллектуально-образовательные, профессиональные и общечеловеческие и поэтому не готова противостоять негативным факторам.
С учетом существующего положения общества, специфики региона и города, концепция воспитательной системы Воркутинского педагогического колледжа была сориентирована на воспитанника обладающего устойчивым мировоззрением, активной жизненной позицией, способного самостоятельно адаптироваться к изменяющимся условиям в жизни и будущей профессиональной деятельности, социально мобильного, динамичного, способного к сотрудничеству и приобщающего подрастающее поколение к общепринятым нормам демократического общества.
Теоретической основой, определяющей содержание концепции, являются научные теории:
- теория развития личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Э. Эриксон и др.) дала возможность интегрированного, целостного рассмотрения личности, с точки зрения её системной организации (её важных качеств и свойств);
- теория управления образовательными системами определила теоретические основы целостности управления развитием личностных качеств в воспитательной системе колледжа (П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.);
- теории и концепции лидерства способствовали рассмотрению личности с позиции лидерства (Р. Бейлз, А.В. Петровский, Ф. Фидлер и др.);
- теория коллектива учитывает поэтапное формирование коллектива, законы его жизни, принципы развития (А.С. Макаренко, Н.Л. Селиванова, Л.И. Уманский и др.);
- современные концепции воспитания, обосновывают законы развития студенческого самоуправления (В.Т. Кабуш. В.М. Коротов, Л.И. Новикова и др.) и подготовки актива (А.Н. Лутошкин, М.И. Рожков, Л.И. Уманский и др.).
Основные положения концепции основываются на анализе философской и психолого-педагогической литературы, которая дает основание сформулировать объектную и предметную область концепции.
Объектом деятельности воспитательной системы колледжа является система воспитательной работы как важнейший компонент профессиональной подготовки выпускника колледжа.
Предметом деятельности воспитательной системы колледжа является эффективное управление воспитательным процессом.
Нормативно-правовые документы воспитательной деятельности
Актуальные проблемы государственной молодежной политики на современном этапе выражаются в слабой скоординированности управления государственной и региональной молодежной политики. Неразвитость инфраструктуры учреждений для молодежи, недостаточный уровень финансового обеспечения, отсутствие системы социального мониторинга состояния молодежной сферы; недостаточная информированность о деятельности современных и региональных органов управления, их учреждениях; слабая заинтересованность средств массовой информации в освещении вопросов реализации государственной и местной молодежной политики;
В целях активизации управления деятельностью студентов, повышения ее эффективности, соответствия современным требованиям воспитательная система Воркутинского педагогического колледжа определила направления своей деятельности адекватно отвечающие потребностям и интересам молодого поколения и опирающиеся на законодательные акты в области воспитания:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273);
3) Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 года №82-ФЗ; в редакции федерального закона от 20.12.2017 г. №404-ФЗ);
4) Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28 июня 1995 года №98-ФЗ; в редакции федерального закона от 28.12.2016 г. №478-ФЗ);
5) Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ; в редакции от 27.12.2018 № 562-ФЗ);
6) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Прасвительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
7) Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (постановление от 30.12.2015 №1493);
8) О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года (Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204)
Цели, задачи и принципы воспитательной системы колледжа
Цель воспитательной деятельности в колледже – формирование модально положительных качеств субъекта воспитания необходимых для выполнения многогранной социально-профессиональной миссии, посредством целенаправленного эффективного управления воспитательным процессом.
Задачи:
1. Формирование целостной системы интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств студента, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
2. Обеспечение разнообразных форм организации деятельности, способствующих формированию операциональной готовности.
3. Создание благоприятных психолого-педагогических условий, обеспечивающих раскрытие и развитие творческих способностей в управленческой, коммуникационной и профессиональной деятельности.
4. Способствовать осознанию значимости базовых общечеловеческих ценностей субъекта воспитания через интеграцию процессов обучения и воспитания.
5. Осуществление системного контроля с последующей коррекцией в зависимости от результатов эффективности воспитательного процесса.
Принципы:
1. Управления развитием – управление компонентами воспитательной системы, с целью повышения ее эффективного воздействия на субъект воспитания.
2. Преемственности – воспитательная деятельность осуществляется с учетом особенностей организационной культуры колледжа.
3. Приоритетности – личностный подход, признающий интересы личности студента и выражается в соотнесении воспитательной деятельности с интересами общества и государства.
4. Личностной самореализации – успешность действия механизма социализации личности обеспечивается развитием способности личности к осознанию меры своего участия в воспитательном процессе.
5. Самоуправления – воспитательный процесс направлен на самоорганизацию коллектива, обеспечивающий формирование отношений взаимной ответственности, организаторских способностей при условии существования реальных прав и полномочий.
6. Перспективности – воспитательная работа нацелена на достижение результат значимого как для личности студента, так и для коллектива в целом.
Основные направления воспитательной деятельности
Приоритетными направлениями воспитательной деятельности в колледже являются:
– формирование мотивационно-ценностного поведения студентов (воспитание нравственности, патриотизма, культуры труда, художественно-эстетического воспитания);
– деятельностно-ролевое направление, ориентирующее студентов на освоение разных социальных ролей в процессе осуществления многообразных форм деятельности;
– формирование профессиональной направленности воспитательной деятельности;
– инициализация творческой деятельности студентов, соотносимой с целями и задачами воспитательной системы колледжа;
– организация и совершенствование работы классных руководителей;
– совершенствование системы социальной и правовой защиты студентов;
– развитие и совершенствование деятельности студенческого самоуправления;
– формирование здорового образа жизни и экологической культуры.
С полным содержанием Концепции можно познакомиться в Центре воспитательной работы.
{jcomments on}