Конкурс «Студент года -2015» набирает свои обороты.
В детских садах и школах города прошел второй этап состязаний «Умей зажечь звезду». В ходе проведения уроков и занятий участницы конкурса удивили жюри умением организовывать современный урок и занятие в свете требований ФГОС, где ребенок является субъектом образовательной деятельности.
Аскерова Елена проводила конкурсное занятие по экологическому развитию в МБДОУ «Детский сад» № 14 в подготовительной к школе группе.
Елена продемонстрировала свое профессиональное мастерство в организации увлекательного занятия по экологическому образованию в форме проведения эвристической беседы. Благодаря тщательно подобранной наглядности, слайдовой презентации, конкурсантка с самого начала занятия включила в работу детей, которые окунулись в мир сезонных явлений природы.
Важным достоинством конкурсного занятия Елены было организация мини- театрализованного представления о том, как «Как февраль с мартом поссорились», где актерами были дошкольники. Постановка проблемной ситуации, использование презентации помогли обобщить знания детей о временах года, о сезонных изменениях в природе. В ходе эвристической беседы дети устанавливали причинно-следственные связи, самостоятельно сформулировали выводы.
Достаточно умело, используя методы проблемного обучения, Елена смогла активизировать у дошкольников такие психические процессы как внимание, память, мышление, связную речь. Проблемные вопросы вызывали со стороны дошкольников стремление высказать свои суждения, доказать свою точку зрения.
Разнообразие методических приемов, использование дидактической игры на занятии не только развивало в ребенке активного участника, но способствовало пробуждению лучших качеств, заставляло замечать простое и прекрасное в природе.
Елена продемонстрировала нам свой практический опыт строить образовательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и желания. Жюри отметило умения конкурсантки грамотно руководить деятельностью дошкольников, создавать эмоционально-благоприятную атмосферу для личностного развития и самовыражения каждого ребенка, а также любовь к своим воспитанникам, доверительные отношения с детьми и умение видеть в каждом из них личность.
Надежда Лазаренко проводила конкурсное познавательно-речевое занятие в МБДОУ «Детский сад» № 55 в старшей группе.
Надежда продемонстрировала жюри, как, интегрируя развитие речи, математическое и сенсорное развитие дошкольников, можно помочь каждому ребенку приобрести субъективный опыт и содействовать подготовке детей к школе.
Интегрированное занятие было проведено в форме путешествия.
С первой минуты вместе с Буратино мы очутились в чудесной стране Знаний, где дошколятам предстояло путешествие по городам Математика и Грамота. Детям предстояло проявить смекалку, умение ориентироваться на листе бумаги, проводить звуковой анализ слова, читать слоги, чтобы показать Буратино, что они много знают и умеют.
Дети с интересом выполняли очень сложные и интересные задания, путешествуя по улицам: «Дни недели», «Геометрические фигуры» «Цветочная Поляна Букв». Надежда доступно и методически грамотно давала инструкции к выполнению очередного задания, создавала условия для самостоятельного решения.
Игра-путешествие дала возможность детям с интересом познать такие сложные науки, как математика и грамота, способствовала развитию умений считать, ориентироваться в днях недели, читать слоги, слова. Дети с удовольствием переходили от одного задания к другому. Благодаря четкому руководству воспитателя-конкурсанта дошколята справлялись с любым заданием, выходили из любой ситуации победителями.
Такая форма проведения интегрированного занятия, где сочетаются смена видов деятельности, проблемно - игровые ситуации, разные методы и приемы, дала возможность конкурсантке создать эмоционально положительное отношение каждого ребенка к образовательному процессу, позволила детям раскрепоститься и прочно усвоить учебный материал.
Дети многое узнали, благодаря умениям и навыкам воспитателя организовывать занятие в нетрадиционной форме. Надежда показала, как можно легко и непринужденно готовить детей к обучению в школе, как формировать у них познавательный интерес, как вырабатывать у детей учебные навыки и как развивать интеллектуально – речевые умения, как: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Профессионализм Надежды Лазаренко, её чуткость, доброжелательное отношение к дошкольникам, умение поддержать их в нужную минуту смогли дать возможность каждому ребенку показать свои знания и умения. Молодец, Надя, так держать!
Вокуева Надежда провела урок окружающего мира в 1классе МОУ «СОШ№23». Урок конкурсантка начала с беседы о весне, ее признаках, отличительных особенностях воркутинской весны, чем мотивировала учащихся на активную работу.
Музыкальная открытка пробудила у детей желание смотреть на весну, чувствовать ее, замечать изменения в природе весной, а главное, - создать весеннее настроение и определить тему урока. Обсуждение народных названий весенних месяцев (март- проталинка, апрель – снегогон, май - травник) дали возможность учащимся определить проблему урока, дружно составить алгоритм ее решения.
Работая над иллюстрациями, картинами известных художников, на которых изображена весна в разные календарные периоды, учащиеся выявляли признаки весны, обосновывали свой выбор научными данными, маленькими исследованиями в области природоведения, делились между собой открытиями, давали оценку своей работе и работе других.
Хочется отметить умение студентки организовать работу каждого ученика на самостоятельный поиск, на применение полученных знаний на практике, на сравнение личных наблюдений о весне с данными в учебнике, раскрасить черно-белую картинку с изображением зимнего леса в весенний лес.
На уроке учащиеся узнали много интересного о первых весенних цветах, отличающихся в разных климатических поясах нашей Родины, уделили особое внимание воркутинским подснежникам.
Урок познавательный, яркий, интересный, имеет большое воспитательное значение.
Мобильность учителя передалось и детям, которые за урок успели выполнить много разнообразных, разноуровневых заданий поискового и творческого характера, понять учебный материал, а это всего лишь учащиеся 1 класса.
Молодец, Надежда.
Куприева Нинель провела урок математики в «СОШ№35» по теме: «Вычисления вида 57:3». Конкурсантка продемонстрировала все свои общие и профессиональные компетенции через использование технологии системно - деятельностного подхода. Тему урока, которая удивила жюри своим длинным названием, учащиеся назвали правильно, благодаря грамотной организации учителем наблюдения над учебной задачей, анализу учебных материалов и классификации разнообра зных по содержанию примеров.
Урок был продуман до мельчайших подробностей, а проблемный характер заданий дал возможность учащимся решать их разными способами, выбирать продуктивный способ их решения. Чередование разнообразных видов деятельности на уроке, использование продуктивных методов, приемов, творческих задач способствовали формированию у учащихся умений решать примеры и задачи нестандартным способом, обосновывать свои суждения, аргументировать их, демонстрируя знания, умения и навыки, полученные способом самостоятельных открытий, сравнительного анализа и обобщения полученных данных.
Все задания для самостоятельной работы были разложены в конверты, разнообразие цветовой гаммы которых указывала на уровень сложности заданий (базовый или повышенный), их характер. В зависимости от индивидуальных особенностей учащихся конкурсантка предлагала задания с учетом интересов учащихся и их способностей.
Конкурсный урок показал, что Нинель хорошо знает современные технологии обучения, владеет современными педагогическими приемами организации урока и компетентно решает учебные задачи. Педагог организовал урок – открытие, урок - поиск, урок -творчество, где каждый ребенок был субъектом деятельности. Мы увидели в Нинель готового для работы в современной школе учителя, компетентного во всех отношениях специалиста, и это не может не радовать нас.
Ахрамеева Ольга урок литературного чтения по теме: «Он живой и светится» - провела в 3 классе «СОШ№13».
Урок соответствовал методике организации урока продуктивного чтения. Решив предложенный учителем кроссворд, учащиеся самостоятельно определили тему урока, а беседа о дружбе, одиночестве сподвигла учащихся к поиску путей решения проблемы, поставленной автором в произведении. Ярко и интересно прошел этап первичного синтеза, где учащиеся предугадывали события по названию произведения, объясняли значение трудных слов, знакомились с биографическими данными автора, самостоятельно фиксируя основные аспекты его творчества. Все обобщения были представлены на экране, что способствовало правильному восприятию текста произведения, правильному пониманию его содержания.
Методически грамотно организованный анализ произведения помог учащимся понять авторский замысел, оценить авторское отношение к событиям, явлениям, персонажам, соотнести произведение с противоположными по характеру произведениями, провести параллель между авторской позицией и личной по проблеме, дать ей правильную оценку. Использование разных видов анализа произведений (стилистического, проблемного, анализа развития действия, персонажей) - дали возможность учащимся выявить причинно-следственные связи, правильно охарактеризовать персонажей, дать оценку их действиям, поступкам, принять позицию автора или опровергнуть ее.
На уроке учителем все было продумано до мельчайших подробностей. Именно поэтому на этапе вторичного синтеза учащиеся правильно подобрали оценочные определения для главного героя, соотнесли их с авторской оценкой в тексте, выполнили и другие задания синтетического характера, что дало возможность правильно определить идею произведения, правильно понять авторскую позицию.
Образ Светлячка в произведении был символичен. Яркое непривычное для февраля солнце, желтый пиджак учителя, теплые взаимоотношения между детьми и учителем, а главное, светлячок в руках каждого ребенка и золотые слова, сказанные с помощью светлячка друг другу, - помогли избавиться от одиночества, стать дружнее, быть добрыми друг к другу, бережно относиться к окружающим людям и природе.
Молодец, Ольга.
Конева Александра свой конкурсный урок литературного чтения по теме «Н.Н.Носов. Федина задача» провела в 3классе «МОУ Гимназия№ 6». Урок построен по технологии системно-деятельностного подхода.
При изучении произведения участница конкурса опиралась на личный опыт детей, на опыт прочтения ими других произведений, близких по тематике и смыслу, или, наоборот, противоположных. В беседе до чтения учитель, организуя работу над смыслом названия произведения, выслушав различные точки зрения на этапе антиципации, активизировала деятельность учащихся, их интерес к содержанию произведения, к авторскому слову. Методически правильно была организована и словарная работа (учитель использовал разные приемы), что дало возможность понять содержание произведения, организовать в дальнейшем продуктивный диалог с автором.
Конкурсантка продемонстрировала хорошие умения при организации беседы во время чтения. Здесь доминировал разносторонний анализ произведения (стилистический, проблемный анализ, анализ развития действия, персонажей и т.п.).
Правильно организованный анализ произведения помог учащимся понять замысел автора, дать оценку действиям и поступкам главного персонажа (лоботряса Вовки), а главное, прислушаться Вовке к рекомендациям учащихся по поводу того, как выйти ему из сложившейся ситуации, как исправить свое поведение, как вернуться к нормальной жизни.
Ярко прошел и этап вторичного синтеза, на котором учащиеся систематизировали и обобщали полученные знания, словесно рисовали образ Вовки, соотносили словесный портрет с текстовыми материалами, сравнивали персонаж с персонажами, героями других произведений. Все это помогло учащимся правильно оценить поступки персонажа, образ лентяя Вовки в целом. Учитель грамотно организовала работу по анализу текста Закона против курения и употребления алкогольных напитков, связав текст Закона с замыслом поэта, что имело огромное воспитательное значение для детей.
Урок получился интересный, яркий, познавательный, благодаря умениям учителя организовать работу учащихся, заинтересовать их проблемой, решением проблемы с помощью текста произведения и личного опыта детей.
Молодец, Александра, ты хороший учитель и прекрасный воспитатель, мы в этом убедились точно.
Новикова Анастасия урок технологии по теме: «Подарок маме» провела в 3 классе МОУ «СОШ№ 23».
Урок проведен с использованием метода проектов, здесь каждый ученик был и исследователем, и открывателем, и проектировщиком, и художником.
Учитель с помощью беседы о празднике 8 Марта, его истории, о роли мам, бабушек, сестер в жизни человека, а также разгадывания загадок о весенних цветах мотивировала учащихся на работу, подвела к теме урока.
Перед учащимися была поставлена цель - сделать своими руками подарок маме: вазу-пчелку и цветы (тюльпаны) из цветной бумаги, а также составить алгоритм изготовления поделки. Образец поделки, мастерски сделанный руками конкурсантки, заинтересовал учащихся, сподвиг их на творческий процесс, уж очень красив был этот образец.
Учащиеся, вспомнив правила безопасности при работе с клеем, ножницами и с другими подручными материалами, по ранее составленному ими под руководством учителя алгоритму изготовления поделки, мастерили самый дорогой подарок для самого дорогого на Земле человека- мамы. С каким усердием учащиеся вырезали детали вазы и цветов, с каким старанием соединяли эти детали, с каким желанием и аккуратностью они все сделанное объединяли в единое целое.
Конкурсантка была дирижером большого оркестра, она с осторожностью направляла каждый шаг каждого творца в этом творческом процессе, предоставляя возможность детям самостоятельно творить. И хотя не все учащиеся успели до конца выполнить намеченное, грусти на их лицах мы не заметили, так как все они были в процессе творчества и не хотели прекращать начатое дело даже на перемене.
Урок имеет практическую направленность, очень плотный, творческий и продуктивный. А мы гордимся Вами, Анастасия, Вы поистине мастерица.
Расулова Фаина провела свой конкурсный урок по теме: «Глагол» в 4 классе МОУ «СОШ№23». Выполнение предложенного учителем задания развивающего характера на классификацию признаков глагола подвело учащихся к теме урока, а выделение значений глагола - на проблему.
Девизом урока стали слова А.С.Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных …» А словарная работа над существительным «просвещенье» в тесной связи с глаголами разных форм побудила учащихся к поиску, к решению проблемы. В течение урока учитель учила учащихся самостоятельно анализировать признаки глагола, сравнивать их, систематизировать полученные знания и давать оценку своим открытиям. Хочется отметить грамотный с точки зрения методики процесс работы над понятием. Учащиеся находили существенные признаки глагола, обобщали их, самостоятельно формулировали определение понятия, дополняли его новыми признаками, а затем сравнивали самостоятельно сформулированное определение глагола с правилом в учебнике.
Все упражнения на закрепление изученного материала были предложены проблемного и творческого характера. Учащиеся на уроке выполняли задания поискового характера, все свои открытия фиксировали в составленных таблицах. Фаина показала умения работать над понятием, потому что учащиеся усвоили понятие «Глагол» на
«отлично»: все упражнения выполнили без ошибок.
Овечкина Ольга провела урок окружающего мира по актуальной теме: «Наши братья» на базе МОУ «СОШ№23» в 3 классе. Учитель продемонстрировала умения работать с ЭОР с самого организационного этапа урока до подведения его итогов. Классифицируя предметные картинки с изображением животных на интерактивной доске, учащиеся правильно определили тему урока. А задание проблемного характера способствовало организации исследовательской работы учащихся по его решению.
Конкурсантка весь урок построила по технологии системно - деятельностного подхода, где каждый ребенок был активным деятелем, маленьким исследователем. Методически грамотно организовала учитель чтение и анализ научно- познавательных статей на страницах учебника, что дало возможность учащимся самостоятельно, под руководством учителя, зафиксировать научные сведения о дельфинах, китах, бобрах и других животных.
Интересно была организована работа в группах по составлению научной статьи для детской энциклопедии о животных. Каждая группа презентовала составленную статью, продемонстрировав не только хорошие знания из области жизни животных - наших братьев, но и из области литературы и биологии. Урок-исследование конкурсантка превратила в урок-открытие, в урок-практикум, где каждому ученику была отведена ответственная роль ученого, занимающегося научным исследованием жизни животных. Мы сидели на уроке и удивлялись тому, как можно было выполнить столько разнообразных учебных задач за такое короткое время. Ольга, ты настоящий мастер-зоолог, настоящий друг наших братьев меньших.