Удовлетворенность преподавателей
ГПОУ «Воркутинский педагогический колледж»
качеством организации образовательного процесса
(2014г.)
В соответствии с программой Потребительского мониторинга, по плану работу Службы качества и с целью выявления уровня удовлетворенности преподавателей качеством организации образовательного процесса в мае 2014 было проведено анкетирование преподавателей.
Было установлено, что наиболее привлекательным в работе для большинства преподавателей является интерес к преподавательской деятельности (83%), творческий характер труда (68%), возможность общаться с молодежью (61%).
Приоритетным видом деятельности 98% преподавателей считают преподавание, на втором месте – воспитательная работа (67%), на третьем (с большим отрывом – всего 12%) – научная работа.
По мнению большинства участников анкетирования на качество труда преподавателей в большей степени влияют постоянное повышение профессионального уровня (61%), общественное признание (51%). В наименьшей степени на качество труда влияют надбавки, премии (12,5%) и высокая заработная плата (20%).
Результаты оценки уровня владения компьютером распределились следующим образом: 66% преподавателей считают, что владеют базовым пакетом программ; 21% считают себя начинающими пользователями; и только 12% относят себя к категории «опытный пользователь».
Самой популярной образовательной технологией в колледже является технология мультимедиа. В своей педагогической деятельности ее применяют 75% преподавателей. На втором по популярности месте деловые игры (42%), интерактивные технологии (37%). К предложенным вариантам ответа респонденты добавили технологии проектной деятельности, проблемное обучение, моделирование педагогических ситуаций. Остались без внимания акметехнологии (0%).
Удовлетворенность социальной сферой колледжа и оплатой труда.
Наибольшее удовлетворение вызывают: библиотечное обслуживание (96%), методическая поддержка (75%), охрана труда и безопасность в колледже (71%).
Удовлетворенность отношениями в колледже.
В большей степени преподаватели удовлетворены отношениями со студентами (77%) и непосредственным руководством (62%). Частично удовлетворены получением обратной связи (58%), признанием успехов (61%).
В рамках анкетирования преподавателям было предложено оценить свой уровень выраженности четырнадцати профессионально важных качеств по десятибалльной шкале. Результаты представлены в таблице №3.
Таблица №3.
Уровень владения профессиональными качествами
№ |
Профессиональные качества |
Оценка в баллах |
1. |
Умение устанавливать контакт с аудиторией |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
2. |
Владение читаемыми курсами |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
3. |
Уровень научно – исследовательской деятельности |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. |
Теплота и доброжелательность |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. |
Умение ясно и доходчиво объяснять учебный материал |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. |
Умение дать ответ по любому вопросу |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. |
Широкий кругозор |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8. |
Умение разнообразить занятия |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9. |
Чувство юмора |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10. |
Справедливость при оценке учебных достижений |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
11. |
Умение поддерживать дисциплину |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
12. |
Уважительное отношение к студентам |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
13. |
Умение понять личные проблемы студента |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
14. |
Умение сочувствовать и сопереживать |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Наглядно данные таблицы представлены на рисунке.
Оценки профессионально – важных качеств распределились в диапазоне от 4 до 10 баллов. Средние значения по каждому качеству - от 6 до 9 баллов. Общий средний уровень владения профессиональными качествами составляет 7,7 балла, что соответствует верхней границе хорошего уровня выраженности ПВК (средний балл оценки студентами деятельности преподавательского состава - 8,2). Самым низким баллом (6) оценен уровень владения научно – исследовательской деятельностью. Самые высокие значения получили следующие качества: уважительное отношение к студентам, умение понять личные проблемы студентов, умение сочувствовать и сопереживать.
Выводы:
Для преподавательского состава педагогического колледжа безусловными ценностями являются преподавательская деятельность, ее творческий характер, возможность повышения квалификации, взаимодействие со студентами. Большинство преподавателей считают профессию педагога престижной, высоко оценивают уровень выраженности у себя профессиональных качеств. Необходимо отметить и то, что более значимыми для преподавателей являются возможность повышать квалификацию и общественное признание, чем повышение зарплаты и премии. Самыми популярными образовательными технологиями в колледже являются: технология мультимедиа, деловые игры, интерактивные технологии; полную удовлетворенность преподаватели испытывают в сфере общения, дружбы, личной безопасности. Частично удовлетворены – материальным положением, жилищными условиями (имеется в виду возможность выезда за пределы Воркуты) и состоянием здоровья.