Мониторинг удовлетворенности студентов
ГПОУ «Воркутинский педагогический колледж»
качеством организации образовательного процесса
(2014)
Главным принципом управления качеством является удовлетворенность потребителя, т.е. степень того, насколько предоставляемое в колледже качество образования соотносится с набором требований или пожеланий потребителя. Выделяют внешних и внутренних потребителей. Каждая группа потребителей предъявляет свои требования к качеству образования. Эти запросы необходимо определять, на их основе формулировать конкретные требования и учитывать при планировании деятельности колледжа. В колледже разработана система потребительского мониторинга, содержащая программы анкетирования всех выделенных категорий, критерии оценки, методики обработки результатов.
Основные потребители результатов образовательной деятельности - студенты. Имея достоверные данные о студентах как объекте обучения и воспитания, об их настроениях и возможностях можно корректировать организацию образовательного процесса.
Согласно утвержденному реестру процессов и видов деятельности внутриколледжной системы качества условно выделяются основные блоки анкеты:
- Удовлетворенность организацией основных процессов (организация образовательной деятельности, учебной и производственной практики возможности научно-исследовательской деятельности студентов, деятельность преподавательского состава на аудиторных занятиях);
- Удовлетворенность организацией обеспечивающих процессов (библиотечное и информационное обслуживание, условия и организация работы компьютерных классов, оснащенность учебных кабинетов, организация работы столовой и культмассовых мероприятий).
Респондентам предлагалось все перечисленные процессы и виды деятельности оценить по 10-ти балльной системе. Показатель удовлетворенности определялся по каждому блоку анкеты путем подсчета среднеарифметического значения. Уровни удовлетворенности распределены следующим образом:
- высокий – 9-10 баллов,
- хороший – 7-8 баллов,
- средний – 5-6 баллов,
- низкий – 4 балла и меньше.
Обобщенные данные представлены в таблице №1.
№ |
показатели |
баллы |
уровень |
1. |
Деятельность преподавательского состава на аудиторных занятиях |
8,4 |
хороший |
2. |
Обеспеченность учебных кабинетов |
7,5 |
хороший |
3. |
Организация образовательной деятельности, Качество работы библиотеки, Организация культ - массовых мероприятий |
7,3 7,2 7,1 |
хороший |
4. |
Оснащенность учебных кабинетов |
7,0 |
хороший |
5. |
Организация практики: Учебная производственная |
7,0 7,1 |
выше сред. хороший |
6. |
Организация работы компьютерных классов |
6,1 |
средний |
7. |
Организация работы столовой |
5,9 |
средний |
Общий балл в целом по всем показателями – 7,1 (хороший уровень)
1.Удовлетворенность организацией практики.
1.1. Учебная практика (7).
Максимальные значения:
Удовлетворенность собственной работой в период учебной практики – 8,6
Отношение к студентам руководителей учебной практики - 8,2
Своевременное подведение итогов – 7,7
Минимальные значения:
- Объем домашних заданий – 4,6
- Доступность (понятность) заданий – 5,5
- Возможность проявить свои индивидуальные способности – 5,9
Корректирующие действия:
1.Уменьшить объем домашних заданий
2.Привести в соответствие содержание теоретических занятий и занятий во время учебной практики
3.Откорректировать и доработать методические материалы (понятность заданий) по учебной практике
4.Продолжить проведение мониторинга удовлетворенности студентов качеством организации учебной практики
1.2.Производственная практика (7,1).
Максимальные значения:
- Возможность проявить свои индивидуальные способности – 7,3
- Постановка четких и понятных задач на производственную практику – 7,7
- Удовлетворенность собственной работой в период производственной практики - 8,6
Минимальные значения:
- Количество времени на самостоятельную работу – 4,3
- объем домашних заданий – 5,3
- понятный и четкий инструктаж по выполнению заданий – 5,9
Корректирующие действия:
1.Повысить качество проведения консультаций по производственной практике (проводить семинары, совещания, индивидуальные консультации преподавателей, задействованных в проведении производственной практики)
2.Сократить объем домашних заданий
3.Оптимизировать график прохождения практики
4.Привести в соответствие содержание теоретических занятий и содержание практики
5.Продолжить проведение мониторинга удовлетворенности студентов качеством организации производственной практики
2.Деятельность преподавательского состава
на аудиторных занятиях (8,4)
Максимальные значения:
- Владение самой свежей информацией в своей области знаний – 8,6
- Добросовестное отношение - 8,4
- Творческий подход к предмету - 8,2
Минимальные значения:
- Объем домашних заданий - 6
Основная часть студентов оценила общий уровень профессионализма преподавателей как высокий и хороший. Этого говорит о высокой степени удовлетворенности студентов качеством преподавания дисциплин.
Корректирующие действия:
1.Проанализировать объем домашних заданий, в случае выявления большого объема – привести его в соответствие с нормативам.
3.Организация образовательной деятельности (7,3)
Максимальные значения:
- Доброжелательность сотрудников – 7,4
- Насыщенность разнообразными учебными дисциплинами – 7,2
- Организация совместной работы со студсоветом – 7,4
Минимальные значения:
- Соотношение между аудиторными часами и временем самоподготовки – 5,3
- Соотношение между теоретическим и практическим обучением – 6
- Поощрение успехов студентов – 6
Корректирующие действия:
1.Применять разнообразные формы поощрения успехов студентов.
2.Провести психологические семинары «Создание ситуации успеха», «Формы поощрения успехов обучающихся» и др.
3.Проанализировать соотношение между аудиторными часами и временем самоподготовки, в случае выявления неоптимального соотношения – привести его в соответствие с нормативами.
Задача обеспечения высокого качества образования в значительной степени определяется благоприятными условиями и материальной базой, необходимой для научной, творческой, спортивной деятельности студента, а также для интересного проведения досуга.
4.Качество работы библиотеки (6,9)
Максимальные значения:
- Автоматизированный поиск по каталогу – 7,1
- Квалифицированность, вежливость библиотечных работников – 6,9
- Быстрота обслуживания – 6,7
Минимальные значения:
- Наличие литературы в электронном виде – 4,8
- Количество мест в читальном зале – 5,1
- Наличие копировального оборудования – 5,2
5.Обеспеченность учебных кабинетов (8,6)
Максимальные значения:
- Состояние рекреаций, коридоров, холлов – 9,4
- Чистота кабинетов – 8,9
- Регулярность ремонта, современный дизайн – 8,6
Минимальные значения:
- Освещенность кабинетов – 7,6
6.Оснащение учебных кабинетов (8,6)
Максимальные значения:
- Наличие в кабинетах мультимедийного оборудования – 9,4
- Наличие учебных стендов, мольбертов и другого оборудования – 8,8
- Достаточное количество розеток – 8,8
Несколько ниже оценено удобства мебели, состояние учебных досок, информативность стендов.
7.Организация работы компьютерных классов (7,2)
Максимальные значения:
- Доступность интернета, компьютерной и оргтехники – 7,3
- Современность компьютерного оборудования – 7,0
- Наличие принтеров, сканеров – 7,1
Минимальные значения:
- Ширина Интернет – канала, его скорость – 6,1
- Современность программного обеспечения – 6,1
- Количество рабочих мест – 6,0
8.Организация работы столовой (7,1)
Максимальные значения:
- Доброжелательность персонала – 7,4
- Широта ассортимента – 7,1
- Соответствие санитарным нормам – 7,0
Минимальные значения:
- Уровень цен, удобство мебели - 7
9. Организация культмассовых мероприятий (6,3)
Студенческая жизнь – это не только учеба. Важным направлением воспитательной работой является формирование у студентов социальной активности, которая определяется их участием в различных мероприятиях.
Максимальные значения:
- Подведение итогов мероприятий – 6,4
- Эстетический фон – 6,1
Минимальные значения:
- Формат (форма) мероприятий, возможность проявить свои способности – 5,1
В целом все показатели находятся на оптимальном уровне.