«Пластилиновая» математика для дошкольников

 

1

   В современной педагогике уже давно ведется предметный разговор о необходимости изменения педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное – «ребёнок-взрослые-сверстники». Но признание такого похода к организации взаимодействия с дошкольниками, как единственно верного в рамках реализации ФГОС, требует глубоких конструктивных изменений в деятельности каждого воспитателя. В связи с этим, перед профессиональными образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку специалистов сферы дошкольного образования, поставлена серьезная задача – подготовить воспитателей, способных работать в современных условиях.

   Для решения этой задачи необходимо применять в подготовке будущих педагогов современные образовательные технологии, осуществлять тесную связь теории дошкольного образования и практики работы с детьми, учить самих студентов взаимодействию, ставя их в активную позицию «воспитанника» и «воспитателя», внедрять в деятельность профессиональных образовательных учреждений новые формы методической работы.

   Одним из примеров применения в практике подготовки воспитателей современных форм организации занятий через демонстрацию инновационных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия является мастер-класс. Именно такая форма организации занятий отличается от традиционных форм трансляции знаний и практического опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого учебного материала и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны студентов, так и преподавателя.

2

   12 ноября 2015 года в рамках освоения междисциплинарного курса «Теория и методика математического развития» для студентов выпускной группы дошкольного отделения Чудиновой Натальей Юрьевной, преподавателем колледжа, был проведен мастер-класс на тему «Деление различных предметов на части».

   В основу мастер-класса была заложена сюжетно-ролевая игра, которая выступила средством закрепления математических понятий у детей дошкольного возраста. На занятии студентам было предложено освоить довольно новый вид детского творчества – многослойную лепку. Эта техника пришла в практику работы дошкольных образовательных учреждений совсем недавно из «взрослой» техники моделирования из полимерной глины.

3

   Реалистичность поделок увлекает детей, и позволяет воспитателю через организацию сюжетно-ролевой игры использовать многослойную лепку для закрепления важных математических понятий – формы предмета, соотношение целого и части, деление объёмных предметов на две и четыре части и т.д. Кроме того, в процессе такой деятельности у детей развивается память, внимание, пространственная ориентировка, глазомер, зрительное восприятие, логическое мышление, мелкая моторика, тактильное восприятие, навыки контроля и самоконтроля.

   На мастер-классе Наталья Юрьевна продемонстрировала методику объяснения дошкольникам математических понятий через активное включение студентов в сюжетно-ролевую игру, в продуктивный, творческий вид деятельности, в процессе которого будущие воспитатели «погрузились» в живое, заинтересованное общение друг с другом, с преподавателем.

4

   Новая техника работы увлекла участников мастер-класса: студенты с энтузиазмом изготавливали

«пластилиновые продукты» по предложенным технологическим картам, осуществляли самостоятельный поиск методов и приемов объяснения дошкольникам таких математических понятий, как целое и часть, деление предметов на 2 и 4 части и т.д.

   В результате проведенного мастер-класса студенты отметили широкий потенциал данной техники в работе с детьми дошкольного возраста, а организация сюжетно-ролевой игры с самостоятельно изготовленными пластилиновыми игрушками станет для детей намного интереснее и поможет закрепить математические понятия.

   По итогам участия в мастер-классе все студенты оставили восторженные отзывы:

   «Мастер-класс показал, как необычным способом можно научить детей делению объемных предметов на части. Меня поразило, как легко и реалистично можно слепить из обычного пластилина лимон, апельсин, яйцо и колбасу. Данный способ поможет закрепить с детьми не только деление предметов на части, но и форму, и цвет предметов. Мне понравился мастер-класс и я решила провести такую же с шестилетним братом, он легко слепил пластилиновые продукты, был очень заинтересован игрой и не отвлекался… Я обязательно буду применять данный опыт в своей работе для закрепления математических понятий у детей, так как данная работа произвела на меня неописуемое впечатление».

Александра Орлова

   «Мне очень понравился процесс лепки по технологическим картам, в которых даны подробные инструкции пошагового выполнения работы. Кроме того, все пластилиновые игрушки получились у меня как настоящие. Такой работой можно увлечь детей и закрепить математические понятия. Хочу поблагодарить Наталью Юрьевну за такую интересную работу».

Гюнель Махмудова

   «Мастер-класс был интересен и увлекателен. Пластилиновые фрукты получились очень реалистичными. На мой взгляд, изготовление игрушек способом многослойной лепки будет способствовать закреплению у дошкольников математических понятий. Я обязательно буду использовать данный опыт в своей практической деятельности. Хотелось бы выразить благодарность Наталье Юрьевне за такую интересную, увлекательную работу».

Ольга Горяинова

   «Разрезание объемных предметов, слепленных нами, вызвало у меня восторг, от того, насколько реалистично они выглядели внутри, они были как настоящие! Мне очень понравился мастер-класс! Думаю, детям будет интересно делить предметы на 2 и 4 части и поможет решать математические задачи. Хотелось бы выразить благодарность руководителю мастер-класса. Благодаря полученному опыту, я знаю, как привлечь внимание детей, вызвать у них живой интерес к математическим знаниям не только в процессе НОД, но и в совместной деятельности».

Морозова Антонина

   «Мне очень понравился данный подход к формированию математических представлений детей. Я с удовольствием буду использовать его в своей практике, и даже совершенствовать».

Анастасия Мудрогель

 

Информацию подготовила Чудинова Н.Ю,

преподаватель дошкольного отделения