Инновационная деятельность Воркутинского педагогического колледжа
Инновационная педагогическая деятельность - это деятельность по преобразованию педагогического процесса, по введению в него новшеств, направленных на его совершенствование. Инновационная педагогическая деятельность предполагает мотивацию, креативность, операционные компоненты, рефлексию.
Комплексное инновационное развитие колледжа определено целями и задачами Программы развития (2014-2019гг) и происходит за счет оптимизации системы работы.
В настоящее время реализуется технологический (основной) этап (2015- 2018 гг.) Программы развития. Работниками колледжа совместно с работодателями вносятся изменения в содержание образования ППССЗ специальностей. Корректируются и создаются локальные акты, регламентирующие образовательный процесс.
В соответствии с Программой развития проводится работа по реализации единой методической темы колледжа «Современные образовательные технологии – условие успешной реализации ФГОС 3+ и совершенствования образовательного процесса». Методической службой на 2016-2017 учебный год был составлен план работы по внедрению современных образовательных технологий (СОТ), предусматривающий отслеживание эффективности использования инновационных технологий через посещение занятий, обобщение опыта внедрения СОТ, проведение мастер-классов, распространение опыта в базовых школах города и т.д. С целью повышения качества обучения совершенствуются методы и формы контроля знаний и компетенций студентов, разрабатываются методические пособия по всем формам контроля, осваиваются новые подходы к организации учебной и производственной практики.
Согласно рекомендациям Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2015 года получение среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) среднего профессионального образования на базе основного общего образования предполагает обязательное выполнение обучающимися индивидуального проекта. С целью совершенствования организации учебно-исследовательской работы и оказания помощи студентам и преподавателям при подготовке индивидуального проекта в колледже были разработаны методические рекомендации, которые содержат описание основных этапов выполнения индивидуального проекта, характеристику его отдельных частей, критерии оценивания работы и её защиты.
Концептуальное обновление воспитательной работы, вызванное введением стандартов третьего поколения и поколения 3+, преобразования, происходящие в самом колледже, вызвало изменение стратегии и тактики воспитания студентов колледжа. Изменения затронули такие направления воспитательной работы как контроль за средствами доступа к ресурсам Интернет, раннее выявление и профилактика потребления наркотических и психотропных веществ, организация досуговой деятельности, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних студентов. В колледже реализуется Модель организации внеучебной деятельности ГПОУ «ВПК», в которой рассматривается внеучебная деятельность как многофункциональная и социально-ориентированная модель, позволяющая повысить социальную активность студентов. Модель была представлена на республиканский конкурс (КРИРО, г.Сыктывкар) и удостоена звания лауреата.
В настоящее время в колледже реализуются: программа «Мониторинг карьерного роста выпускников» (2013г), Инновационная социальная программа «Доступная среда» (2013г), проект «Разработка и внедрение технологий и эффективных методов работы в области рационального трудоустройства выпускников с ОВЗ», «Инновационный проект организации воспитательной работы», «Модель организации внеучебной деятельности ГПОУ «ВПК». В ходе реализации проектов и программ разработаны положения: о мониторинге карьеры выпускников очной формы обучения, об обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья; план мероприятий развития мониторинговой службы; модель и программа мониторинга карьеры выпускников, модель внеучебной деятельности. Созданы: банк информационных и методических материалов по проблемам инклюзивного образования, глоссарий и памятки для педагогов, проведен проблемно-ориентированный анализ соответствия инфраструктуры колледжа принципам инклюзии, составлен план мероприятий и определены ожидаемые конечные результаты.
Педагогическим условием подготовки специалиста, владеющего педагогической и исследовательской функциями профессионального труда, является научно-исследовательская работа колледжа. НИР позволяет реализовать принципы научности, вариативности, уровневой дифференциации и целостности, обеспечивающие качественную профессиональную подготовку специалистов, а значит, реализацию программ среднего профессионального образования на более высоком уровне.
Традиционно колледж принимает участие в таких республиканских научно -практических конференциях как: «Молодые исследователи – РК» (г.Сыктывкар), «Развитие северных территорий и арктической зоны РК» (г.Воркута, ВГЭК), «Исследовательская деятельность как фактор профессионального самоопределения» (г.Воркута, ВПТ), «Проблемы образования и воспитания 21 века глазами молодых» (г.Сыктывкар), «Культура и образование» (г.Сыктывкар).
Ежегодное участие в конкурсах профессионального мастерства позволяет преподавателям колледжа совершенствовать инновационную деятельность и внедрять инновационные модели в образовательный процесс.
№ п/п | Название конкурса | Уровень | Результат участия |
1 | I Межрегиональная выставка творческих работ «Педагогический вернисаж» | Республиканский | Дипломант |
2
|
Республиканский конкурс преподавателей профессиональных образовательных организаций «Преподаватель года – 2015» | Республиканский | Сертификат участника |
3 | Открытый II дистанционный конкурс «Моя презентация» | Республиканский | Лауреаты II и III степени |
4
|
IV Республиканский конкурс педагогического мастерства по применению современных образовательных технологий с использованием информационно-коммуникационных технологий | Республиканский | I место |
5 | Международный конкурс научно-методического опыта «Современная практическая педагогика» | Международный | I место |
6 |
Международный конкурс «Инновационные подходы к реализации современного образования в школе, организациях профессионального и дополнительного образования» | Международный | I место |
Также преподаватели колледжа приняли участие в мероприятиях Всероссийского конкурса СМИ «Академия педагогических идей «Новация» (статьи, конкурсы, трансляция педагогического опыта через размещение методических материалов на сайте Академии), НОУ ДПО «Экспертно-методический центр» (г.Чебоксары), Центр социальных инноваций (г.Ярославль), «Интернет-издание Профобразование» (г.Москва), в проведении опроса в рамках проекта «Немецкий язык и профессия» (Немецкий культурный центр им.Гете, г.Москва), в социологическом опросе СПбГУ по проблемам повышения эффективности и качества услуг среднего и высшего образования в РФ (г.Санкт-Петербург).
Среди преподавателей, активно участвующих в научно-исследовательской деятельности колледжа, можно назвать: Вейлентас И.В., Валенчак С.А., Васильковскую Ю.В., Ивлеву С.Л., Ковалеву Е.А., Козлову О.Н., Прасолову А.В., Самсонову Т.И., Черножукову Н.Ф., Чудинову Н.Ю., Шамсутдинову А.В., Швецову Е.В., Щирскую О.А.